Шампанское. Чтение этикетки

«Чтение» этикетки —дело непростое, но увлекательное. На многих этикетках шампанского, в отличие от винных, обозначение Appeltation d’origin Controlee (АОС), подтверждающее его происхождение из провинции Шампань, отсутствует.

Слово Champagne (1) говорит само за себя. Кроме того, этикетка снабжена немалым количеством «специальных» понятий, информирующих о том, что перед вами бутылка именитого французского напитка. Прочитав всего несколько французских слов, можно понять, каковы достоинство и, соответственно, цена шампанского.

Итак, помимо наименования напитка — Champagne, на этикетке подлинного шампанского значатся: марка шампанского, название фирмы, выпустившей его, тип шампанского в зависимости от содержания сахара (брют, сухое, полусухое), объем бутылки, содержание спирта, адрес производителя, город (2) и страна (France) (3), и (4) (сахар).

(5) (состав). Часто этикетка характеризует состав кюве по сортам винограда, из которого изготовлено шампанское.
Blanc de Blancs— шампанское, произведенное из белого винограда Шардоне.
Blanc de Noirs — шампанское, произведенное из черных сортов винограда Пино Нуар и Пино Менье либо только из Пино Нуар.
Brut millesime — брют, произведенный из вин одного года (при этом год указывают на этикетке).
Brut sans millesime — немиллезимный брют небольшой выдержки, шампанское для массового потребителя. С продажи этого распространенного вина шампанские Дома получают самые высокие прибыли. На этикетке такого брюта не указывают год урожая, их не включают в винные рейтинги, но качество именно этих вин говорит об уровне производителя.

Champagne Rose — розовое шампанское, полученное из белого шампанского с добавлением небольшого количества местного красного тихого вина Champenois (Кото Шампенуа).

(6) Нередко на этикетке указывают (год). Это так называемое mellisime — миллезимное шампанское, то есть шампанское одного года, исключительно удачного для производства вина. Такое шампанское хранится в погребах от 3 до 6 лет.
Однако некоторые производители, стремясь улучшить качество, выдерживают миллезимное шампанское дольше установленного срока. Миллезимное шампанское высоко ценится не только потому, что его производят из винограда очень хорошего урожая, но и потому, что его свойства неповторимы.

За последние полвека наиболее удачными годами считаются: 1947, 1949, 1952, 1953, 1955, 1959, 1962, 1964, 1966, 1970, 1975, 1982, 1985, 1988, 1990, 1996.
Очень хорошим признан и виноград, собранный в Шампани в 2002 году.

Recemment degorge (RD) — миллезимное шампанское очень хорошего года, подвергаемое дегоржажу после 7—12-летней выдержки. Разновидность RD — Degorgement tadif (DT).

(7) Наличие на этикетке слова «CUVVE» может обозначать особую партию шампанского. Так, cuvve prestige, или cuvve speciale, или cuvve de luxe — это действительно выдающееся шампанское, приготовленное из лучших вин и очень дорогое.

Высочайший статус этого шампанского можно определить не только по этикетке, но и по оформлению бутылки и упаковки. Словосочетание «vin de cuvve» означает, что шампанское произведено из сусла первой выжимки.

На этикетке также могут быть указаны и такие понятия, как GRAND CRU и PREMIER CRU. Дело в том, что в Шампани действует особая классификация коммунальных виноградников. Наиболее ценный, выращенный в лучших коммунах, виноград определяют как grand cru (гран крю), а виноград, собранный с виноградников коммун, следующих вторыми по качеству за самыми лучшими, относят к категории premier cru (премьер крю), виноград же остальных коммун относится к категории «простых» АОС.

(8) (производитель) Внизу этикетки или сбоку по вертикали мелким шрифтом указываются статус производителя (буквенная аббревиатура) и его регистрационный номер.

RM (recoltant-manipulant) — мелкий производитель, выпускающий шампанское только из своего винограда.

NM (negociant-manipulant) — фирма, производящая шампанское из собственного или из купленного винограда или же из виноградного сусла.

RC (recoltant-cooperateur) — член кооператива, объединяющего владельцев виноградников, который производит свое шампанское отдельно и продает под своей этикеткой.

CM (cooperative de manipulation) — кооператив, производящий вино из винограда, собранного всеми членами кооператива, и продающий шампанское под собственной маркой.

SR (sosiete de recoltants) — объединение независимых виноградарей, производящее шампанское из винограда, собранного его членами. Зачастую в такое объединение входят близкие родственники.

ND (negociant-distributeur) — торговая фирма или торговое общество, которое покупает готовое шампанское в бутылках и продает его под своей этикеткой.

MA (marque auxiliaire) — марка, принадлежащая не производителю шампанского, а его клиенту (как физическому лицу, так и предприятию), заказавшему вино под собственной этикеткой.

Оставить комментарий